Сайт группы "Информатика и вычислительная техника"

 (РГСУ, Дедовск, ИВТ, очно-заочное)

 

  1. 1.     Предмет и задачи философии науки.

Предмет ф.н. ― общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Ф.н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки.

Ф.н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.

Как дисциплина, ф.н. испытывает на себе огромное вли­яние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разра­боток. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем.

Философа науки интересует науч­ный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

Центральная проблема ф.н. — проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы ф.н. на три подвида. К пер­вым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетент­ном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и филосо­фии с учетом их фундаментальных различий и переплетений.

Объект ф.н. составляют:

― формы организации научного знания,

― способы развития науки,

― методы исследовательской деятельности и др.

Ф.н. возникает из необходимости посмотреть на науку извне, понять науку как особую сферу жизни общества. Философия может сопоставить научное и ненаучное знание, проанализировать это, что дает в некоторой степени возможность сконструировать определение науки. Наука рассматривается как познавательный (когнитивный) вид деятельности, результатом которого является получение рационального, системного и объективного знания, которое можно проверить и доказать.

Функции ф.н.:

1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область.

2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.

3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.

4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.

6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.

Предмет. Философия науки пытается ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, каковы принципы его организации и функционирования, какие методы использует наука, как развивается знание, чем наука отличается от псевдонауки, каковы формы взаимосвязи научного знания с философией, религиозным сознанием.

Как специальная философская дисциплина философия науки начала складываться с 19 века, но как составная часть философских учений она существовала гораздо раньше.

 

  1. 2.     Наука и философия.

Очевидно, что и философия, и наука являются орга­ническими элементами более широкой реальности — культуры, понимаемой как совокупность всех спосо­бов и результатов взаимодействия человека с окружа­ющей его действительностью, как опыт освоения человеком мира и адаптации к нему. Философия и наука не только влияют друг на друга, но и испыты­вают на себе влияние со стороны других элементов культуры (обыденного опыта, права, искусства, поли­тики, экономики, религии и др.).

За историю сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся форм познавательной деятельности человека был сформулирован ряд кон­цепций об их взаимоотношении.

I) Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию, была трансценденталистская концепция («метафизическая» (у позитивистов), и «натурфилософская»). Кратко: «Философия — на­ука наук».

1) подчеркивание гно­сеологического приоритета философии как более фун­даментального вида знания по сравнению с конкретными науками. 2) руководящяя роль философии по отношению к частным наукам. 3) самодостаточность философии по отношению к частнонаучному знанию и за­висимость частных наук от философии, относитель­ность истин конкретных наук.

Впервые концепция была сформулирована в рамках античной культуры. Фактически все крупные философы Ан­тичности, начиная с Пифагора, Фалеса, Парменида, Платона и Аристотеля придерживались этой концепции.

― философия формулирует наиболее общие зако­ны о мире, человеке и познании;

― философия стремится к достижению объектив­но-истинного и доказательного («эпистемного») характера своих всеобщих утверждений;

― частные науки (геометрия, механика, оптика, история, политика, биология, физика, астрономия и др.), в отличие от философии, изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты («сферы»), и потому их ис­тины не имеют всеобщего характера; философское знание всеобще, частнонаучное партикулярно;

― поскольку мир («космос») целостен, а целое всегда определяет свои части (их функции и предназна­чение), постольку истины философии «выше» истин частных наук; последние должны «подчиняться» пер­вым и соответствовать им;

II) Частные науки начинают играть все большую роль в развитии общества, Происходит создание новой культур­ной реальности, которая получила название «класси­ческая наука». Ее символом становится «механика Ньютона» или «классическая механика». Основным и очевидным фактором, способствовавшим стремитель­ному росту системы частнонаучного знания, было преж­де всего эмпирическое исследование природы и обще­ства, создание твердой фактуальной базы науки, точ­ное ее математическое описание и обобщение.

III) В 30-х гг. XIX в. появилась позитивистская концепция соотношения философии и науки, в рабо­тах О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля. Сущность была выражена словами Конта: «Наука — сама себе философия». В XIX в. наука прочно встала на ноги и в плане накопления большого количества фактов, и в отношении методологической и методической оснащенности своих исследований, и в плане создания значительного числа собственных теоретических построений, и в отношении признания обществом ее огромной практической и познавательно-мировоззренческой зна­чимости. Теперь задача виделась в обратном — в не­допущении философского стиля мышления и его умоз­рительных спекуляций в науку, разрушающих точный и эмпирически проверяемый язык научных теорий (по­зитивное мышление). Согласно позитивистам, польза от тесной связи кон­кретных наук с философией проблематична, а вред — очевиден. Для конкретно-научных теорий единствен­ной основой и крите­рием их истинности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам системати­ческого наблюдения, измерения, эксперимента или статистическим данным.

IV) Антиинтеракционистская концепция, проповедующая дуализм во взаимоотношении между наукой и Ф., абсолютное культурное равноправие и самодо­статочность каждой из них, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе развития и функционирования каждого из этих важ­нейших элементов культуры. Развитие, функциониро­вание частных наук (особенно естествознания) и фи­лософии идет параллельно и независимо друг от друга. Появляется идея раз­деления всей человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духов­ного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной состав­ляющей, единящей его с Богом). Философия в этом раз­делении относится к гуманитарной культуре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека.

 

  1. 3.     Формирование философии науки в России.
  2. 4.     Наука как система знаний. Характеристики научного знания.

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения научного и ненаучного знаний.

Критерии отличий научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления

2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

6) Научному знания присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.

8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.

9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.

 

  1. 5.     Основные этапы развития науки.


История науки начинается с античного мира. Существовавшие до этого древние цивилизации (Шумер 6000 лет назад, Египет ― 5300, Индия 5000, Китай 5000, Элам (Иран) 5000, Майя ― 3000) уделяли внимание только прагматичному, ненаучному знанию: как вести сельское хозяйство, окультуривать растения, одомашнивать животных и т.п.

Считается, что науки рождаются в Древней Греции (776 г. до н.э., 338 г. до н.э.) С 4 по 1 в. до н.э. ― эпоха Эллинизма.

Первые древнегреческие натурфилософы — философы, изучающие природу, представители милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, а также Гераклит Эффеский — были также и учены­ми. Они занимались изучением астрономии, географии, геометрии, метеорологии. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и первым объяснил природу лунного света, считая, что Луна отражает свой свет от Солнца. Ученика Фалеса Анаксимандра называют «ис­тинным творцом всей европейской науки о природе». Он высказал положение, что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является апейрон (от греч. «беспредельное»).

Возникает спор, аргументация, появляется рациональное мышление. Наука начинается с доказательств утверждений. Математика Фалеса(равнобедренный треугольник, равносторонние углы, диаметр ― нет ориентации на практику; стремятся понять, как устроен мир). Итак, математика ― Фалес, биология, логика ― Аристотель, астрономия ― Гиппарх, география ― Гекатий, история ― Геродот, медицина ―ГиппократПифагорейцы, связав философию с математикой, поставили вопрос о числовой структуре мироздания. «Самое мудрое — число», «число владеет вещами», «все вещи суть числа» — таковы выводы Пифагора.

Самые важные научные достижения Древней Греции:

― все состоит из атомов (Демокрит);

― гелиоцентрическая картина мира (Аристарх Самосский; позже ― Коперник);

― геоцентрическая картина мира (Птолемей, Аристотель);

― естественное происхождение животных;

― идея естественного происхождения человека от рыб (Эмпидокл ― естест. отбор);

― человек мыслит мозгом (Аристотель);

― математика (Пифагор, Евклид, Архимед, Апполоний).

Евклидова геометрия долгое время являлась образцом построения науки.

В Древнем Риме (до 476 г.) развиваются история, юриспруденция, строительство.

Средние века ― в Европе наука не развивалась. Два феномена, из которых смогли развиться науки в новое время: алхимия и астрология, подготовили почву для научных исследований. Инструментарий.

На Востоке развивается алгебра (Аль-Хорезми); 10-чная система исчисления; медицина ― Авицена; тригонометрия ― Алтуси, астрономия.

Позднее средневековье ― 15-16 вв. ― коперниканская революция ― следствие ― антропоцентрическая картина мира. Признается авторитет только разума, наука Нового времени ― торжество разума.

До 19 в. наука не имеет практической ценности, только мировоззренческая функция. Нет эксперимента, как и в античности. Только наблюдение и осмысление.

Развивается астрономия. Дж. Бруно (пространство бесконечно); Г. Галилей (пятна на Солнце, спутники Юпитера, горы на Луне). Возникает эксперимент (Галилей, Гильберт ― электромагнитные процессы). Создаются академии: в Лондоне 17 в., Париже, Спб. Химия, физика, биология. Появляется первая фундаментальная теория ― механика Ньютона (1687). Возникает классическая картина мира:

― бесконечность пространства и времени;

― все тела обладают массой ― это мера материи;

― масса ни от чего не зависит;

― тело имеет длину, которая ни от чего не зависит; это мера занимаемого телом пространства;

― тело и процесс имеют временные параметры;

― все, что есть в мире причиннообусловлено.

18 в. ― эпоха Просвещения. Развиваются социально-гуманитарные науки. Во Франции издается первая энциклопедия Дидро. Появляется экономика.

19 в. ― появление гуманитарных наук: психологии, социологии; археология, этнография; в астрономии открыли состав звезд ― химическое единство мироздания.

Биология: все живое состоит из клеток; возникает генетика (Мендель); дарвинизм. Химия: таблица Менделеева.

Физика: состав молекул; неорганическая химия. Математика: Лобачевский.

20 в. Теория относительности. Информатика. Синергетика. Клонирование. Изучение космоса.

21 в. Расшифровка кода генома человека.

 

Итак, обычно выделяют след. стадии в развитии науки:               преднаука (стадия возникновения науки до 17 в.)

                                                                                                                             наука в точном смысле слова.

 

В последней выделяют следующие этапы: классическая стадия (с 17 в. классическая картина мира, открытия, механика Ньютона – парадигма, детерминизм и однозначность), неклассическая наука (к. 19 в. теория относительности и квантовой механики, вероятность играет значимую роль, научн револ в естествознании, нет детерменизму), постнеклассическая наука (исследов сложных открытых неравновесных систем, синергетика, междисциплинарность, идеи глобальной эволюции)

 

  1. 6.     Мировоззренческие основания научной картины мира.
  2. 7.     Доклассическая картина мира (древневосточная, античная, средневековая).

Переход к научному знанию связывают с Древней Грецией, когда в ней возникла геометрия как теоретическая система, которая нашла свое выражение в аксиоматической теории Евклида в книге «Начала».

Заслуга Фалеса в том, что он первым положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии и тем самым способствовал дедуктивному построению науки.

В последствии большое влияние оказал Пифагор, который  активно знакомлся с трудами преднауки и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений.

Анаксагор заявил, что солнце и звезды не божества, а мертвые камни.

Демокрит на умозрительном уровне допускает, что в мире существуют некие неделимые частицы – атомы.

В 4 веке научная жизнь концентрировалась вокруг Платона и созданной им академии. Положил начало диалектическому методу обнаружения истины через противоречия во мнении собеседника.

В конце 4 века вся греческая математика собрана в трудах гениального систематизатора Евклида и озаглавлена как «Начала».

 

После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке.

Августин обратился к трудам Аристотеля для фальсификации их и использования для обоснования религии.

Развернулась борьба между реалистами и номиналистами.

1) Номиналисты (Росцелин, 1050-1112) – существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а общие понятия – это всего лишь имена для обозначения сходных вещей.

2) реалисты (Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский) – универсалии, или общие понятия не только существуют объективно, но и предшествуют единичным вещам.

Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного знания, анализу эмпирической его стадии и изучению природы.

Уильям Оккам  (1285-1349) был поборником теории двойственной истины и крупным представителем номинализма. Благодаря его усилиям было достигнуто окончательное отделение науки от церкви.

«не умножать сущностей без необходимости».

В средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских университетах и школах.

Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля.

Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210-1277), автор труда «Суммулы», в котором давал учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мышления.

Раймонд Луллий известен как создатель первой логической машины, состоящей из 7 концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них понятиями. Вращая круги можно было получать разные комбинации выводов и таким образом свести получение дедуктивных заключений к чисто механическому процессу.

 

 

1) ПРОТОГЕНЕЗ – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).

Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода  научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.

Особенности преднауки:

1)          преднаучное знание ориентировано на потребности общества

2)          при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами,  а не теоретическими моделями

3)          не использовались логические доказательств для получения знания

Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

 

  1. 8.     Становление классической картины мира.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- первые попытки убрать схоластику  догматизм

- интенсивное развитие экономики

- лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

 - научная мысльначинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука

5 этап: постнеклассическая  наука – современный этап развития научного познания.

15-16 века – эпоха Возрождения.

Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации.

Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли – все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, необходимость в развертывания научный исследований, спрос на новые изобретения и открытия, которые можно было получить в результате опытного изучения природы, а не с помощью умозрительных схоластических рассуждений.

Оксфордская школа.

Основатель – Роберт Гроссетест (1175-1253). Последователь философии Августина, но интересовался также изучением явлений природы. Процесс познания рассматривает, подчеркивая, что исходным в этом процессе является опытное познание, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.

Из этой школы вышел Роджер Бэкон (1214-1292). Выделял три способа познания: рассуждение, авторитет и опыт. И считал опыт наиболее надежным итсочником достижения достоверно научного знания. Был истинным борцом за опытное изучение природы с помощью самостоятельных наблюдений и экспериментов. Высказал много гипотез,  изобретатель ряда приборов и механизмов, алхимик.

Галилео Галилей (1564-1642).

Основоположник естественнонаучного метода исследования. Применил эксперимент для опытного изучения природы, но соединил его с математическим описанием. Благодаря математической обработке результатов экспериментов он ввел количественные методы измерения при обосновании и проверке своих теоретических моделей и гипотез. Также широко применял абстракции и идеализации для построения мысленных моделей, важнейшим средством для их создания стал мысленный эксперимент.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное изучение природы. Самым элементарным способом индуктивных рассуждений является полная индукция, которая основывается на простом перечислении всех частных случаев, обладающих определенным общим свойством.

Наиболее распространенной формой стала неполная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение  о его наличия у непроверенных случаев и класса в целом.

Несмотря на эмпирический и механистический характер своей философии, Бэкон во многом способствовал прогрессу научного  познания своего времени, выступая страстным защитником идеи применения науки в жизни и практике.

Рене Декарт (1596-1650).

Является представителем рационалистического направления в философии науки и выдающимся математиком, создавшим аналитическую геометрию.

«Рассуждение о методе».

Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:

1)          начинать с простого и очевидного

2)          из него путем дедукции получать более сложные высказывания

3)          действуя при этом так, чтобы не было упущено ни одного звена.

Для этого необходимы две способности: интуиция и дедукция.

 Новый взгляд Декарта на математику, как дедуктивную науку о порядке и мере, почти на 2 столетия опередил традиционное представление о ней, как науке о числах и геометрических фигурах.

Существенным недостатком философии природы является ориентация на чисто умозрительный характер е принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Он не только привел в систему и завершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной системы, но и положил начало классическому периоду развития естествознания. Программа механистического объяснения природы, выдвинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении 2 столетий.

При исследовании природы опирался не на умозрительные и дедуктивные принципы, а широко использовал экспериментальные способы исследования. Высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.

Переход к неклассическому этапу развития естествознания сопровождался усилением ее связей с производством, возникновением прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и профессионализации научной деятельности.

В период с 18-до первой половины 19 века происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не отдельных только наук, но даже узких областей таких наук. Большим шагом вперед стало появление научных книг и журналов,  личная переписка отошла на второй план.

С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки.

Социология  и Огюст Конт – 19 век.

Классическая картина мира, основанная на достижениях Гали­лея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжи­тельного периода, от времен Галилея до конца прошлого столетия. Ей со­ответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны.

Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Основным условием становилось исключение всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возму­щающим факторам и помехам. Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона.

Естественнонаучной базой данной модели была ньютонова Вселенная с ее посто­янными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лап­ласа — существом, знающим положение дел во Вселенной на всех ее уров­нях, от мельчайших частиц до всеобщего целого.

Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанцио­нально незыблемый пространственно-временной континуум. Это косвен­ным образом подтверждало теологические постулаты миропонимания, когда все происходящее в фатальной предзаданности устремлялось к реа­лизации изначально положенного замысла.

Классическая картина мира:

1) бесконечность пространства и времени;

2) все тела обладают массой ― это мера материи;

3) масса ни от чего не зависит;

4) тело имеет длину, которая ни от чего не зависит; это мера занимаемого телом пространства;

5) тело и процесс имеют временные параметры;

6) все, что есть в мире причиннообусловлено.

Физическая картина мира в классической физике (до научной революции ХХ в.): там феномен жизни рассматривается как нечто случайное, чего вообще могло бы не быть. В таком образе реальности предполагается, что сама реальность особенно не изменится, если, например, в какой-то момент времени во Вселенной исчезнет все живое. Физические законы по-прежнему будут действовать, пространство, время и материя по-прежнему будут продолжать существовать.

Кризисы конца XIX в. пошат­нули постулаты классической картины мира.

 

  1. 9.     Формирование неклассической картины мира.

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука

5 этап: постнеклассическая  наука – современный этап развития научного познания.

 

10.  Современная постнеклассическая картина мира.

11.  Проблема развития науки: интернализм и экстернализм.

Экстерналисткий взгляд (внешний) признает решающим движущим фактором развития науки воздействие потребностей общества и прежде всего запросы материально-технического производства, экономики и социальной жизни. Такие взгляды возникли еще в период становления классического естествознания, когда наука была признана важнейшим средством освобождения человека перед силами природы и достижения всеобщего счастья (Ф.Бэкон – «знание – сила», именно сила).

Процесс индустриализации усилил позиции экстерналистов.

Экономический детерминизм – экономика не детерминирует, определяет не только развитие производительных сил, но и развитие политических, нравственных и общественных институтов (Маркс и Лафарг). Основную мысль выразил Ричард Джонс (1790-1855).

Технологический детерминизм  - в современную эпоху НТР получает распространение теория, основанная на признании важнейшей роли науки в развития производительных сил общества.

Исторический подходвоздействие принятых в сообществе ученых

 Систем ценностей, духовного климата в обществе, востребованности их научных результатов на внутреннее содержание научных исследований.

Главный недостаток экстернализма – недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости развития науки от общества в целом и различных его подсистем.

Интернализм (внутренний) – главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Развитие науки можно рассматривать как самоорганизующийся процесс взаимодействия различных форм и элементов научного знания, который не зависит от каких-либо внешних факторов.

Эмпирическое направление – важна рол поиска, установления и обосновния новых фактов, которые составляют эмпирический базис, на котором и происходит развитие науки.

Рационалистическое направление – наука развивается благодаря теоретическим новациям, выдвижению новых идей, гипотез и теорий. Эмпирические факты – только для проверки. Концепция 3-х миров Поппера: физический мир, мир субъективного сознания и мир из продуктов интеллектуальной деятельности людей.

Экстернализм и Интернализм – 2 крайние точки зрения. Экстерналисты не учитывают, что новая научная идя может родиться от идеи, и поэтому не анализируют внутренние стимулы науки.

Интерналисты все сводят к генерированию и разработке новых научных идей, и поэтому недооценивают значения внешних факторов в развитии науки.

Сам процесс развития науки долгое время рассматривался  в виде простого приращения научного знания, постепенного накопления новых фактов и объясняющих их законов и теорий, и поэтому называется кумулятивистским.

 

 

Продолжение »

E-mail: informatika.vt.2011

Icq: 351-020-659

ИВТ-2011 © informatika-vt-2011

Создать бесплатный сайт с uCoz